Тайо
Мяу, высказанное словами, не есть истинное мяу.
Запись: Ла Скала, Милан, 2005


Волшебная флейта (нем. Die Zauberflöte) (K.620) — опера-зингшпиль Моцарта в двух действиях; либретто Э. Шиканедера.
Первая постановка: Вена, театр «Ауф дер Виден», 30 сентября 1791 года.

Краткое содержание

Действие I. Принц Тамино заблудился в горах, спасаясь от змеи. Три дамы, служительницы Царицы ночи, спасают его от змеи. Очнувшийся принц видит птицелова Папагено, делающего вид, что спас принца именно он. Три дамы возмущены его бахвальством и наказывают, повесив на рот замок. Дамы сообщают принцу, что он спасён Царицей ночи, которая дарит ему портрет своей дочери Памины. Тамино влюбляется в портрет. По словам Царицы ночи, девушку похитил злой волшебник Зарастро. Принц отправляется спасать Памину. Царица даёт ему волшебную флейту, которая поможет одолеть зло. Папагено получает волшебные колокольчики и должен по велению Царицы помогать принцу. В сопровождении трёх мальчиков они отправляются в путь.

Мавр Моностатос, охранявший Памину в замке волшебника, похитил её. Папагено проникает в комнату, где спрятана девушка. Птицелов и мавр пугаются друг друга, мавр убегает. Папагено рассказывает Памине, что его послала мать, и о влюбившемся в неё по портрету принце Тамино. Девушка согласна бежать, мавр бросается в погоню. Тамино в это время находится в священной роще с тремя храмами. Жрец рассказывает принцу, что его обманули: Зарастро на самом деле добрый волшебник, а не злой, и Памину он похитил по воле богов. Тамино начинает играть на флейте и слышит колокольчики на костюме Папагено. При звуках волшебной флейты мавр вынужден прекратить погоню. Зарастро обещает Памине помочь встретиться с Тамино. Появляется Моностатос, мешающий принцу. Тамино и Памина бросаются друг другу в объятья.

Действие II. Зарастро открывает жрецам, что Тамино послан стать защитником Храма Мудрости от Царицы ночи, и в награду получит в жены Памину, для чего она и была похищена. Принца ожидают испытания. Тем временем Моностатос снова преследует Памину. Но слышится голос Царицы ночи, и он убегает. Царица в отчаянии от того, что принц Тамино хочет посвятить себя служению храму, и просит дочь воздействовать на него. Та отказывается. Царица грозит отречься от дочери, если та не убьет волшебника. (Ария Царицы: («Der Hölle Rache kocht in meinem Herzen»)

В храме принца и Папагено подвергают первому испытанию — на молчание. Памина думает, что принц её разлюбил. Второе испытание — Тамино говорят, что он должен проститься с Паминой навсегда. И он покидает её. А Папагено, увидев чудесную девушку, не выдерживает испытание — он наконец нашёл свою Папагену.

Памина хочет смерти, но три мальчика успокаивают её. У принца последнее испытание: пройти сквозь огонь и воду. Появляется Памина, чтобы пойти вместе с ним. Волшебная флейта поможет им. Папагено же наказан, он потерял Папагену. Но три мальчика напоминают ему о волшебных колокольчиках, которые должны помочь вновь обрести возлюбленную. Последнюю попытку предпринимает Царица ночи: она обещает свою дочь Моностатосу, если тот поможет уничтожить храм. Но наступает день, и исчезает власть Царицы. Рассеивается мрак, и восходит солнце. Жрецы славят доброту и разум Зарастро.

Ссылка: ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D1%88%...

Ла Скала - оно и есть Ла Скала. Залипательно до ужаса, не оторваться вообще никак. Даже при том чудесном факте, что русских субтитров у Тайо не было. Зато если в прошлый раз "избалованный итальянской оперой слух" слегка сбивал восприятие от немецкого в опере, то нынче слушалось очень... соответствующе.

Постановка очень необычная по костюмам. Настолько, что Тайо полез читать. И не пожалееел... Цитирую!

Кентридж (автор постановки оперы, - прим Тайо.) особенно знаменит своими рисунками углем и анимациями, и в постановке «Флейты» демонстрирует свое тонкое, деликатное и «невинное» искусство во всей красе. Зритель приглашен на выставку, экспонаты которой, безусловно, имеют дело с волшебством: «задники» Кентриджа, не что иное, как проецируемые и «оживающие» рисунки, не влюбится в них только тот, кому природа начисто отказала в фантазии и любви к сказке. Царица Ночи появляется на фоне темного неба с мерцающими звездами (при внимательном рассмотрении понятно, что этот «задник» - негатив рисунка Кентриджа: художник провел черную линию по белой бумаге, а зритель видит белую линию на черной бумаге). Во время знаменитой арии «Der Holler Rache» во втором действии Вселенная взрывается, метеоры и кометы мелькают в стремительном темпе, сыплется космическая пыль. Тамино играет на волшебной флейте – под ее нежные звуки грациозно пляшет носорог, которому вес не мешает танцевать на передних лапах... <...> (Сценография создана в сотрудничестве с Сабине Тойниссен, и нужно отдать должное художнице по костюмам Грете Гойрис: вдохновленная моделями одежды конца девятнадцатого века, она одевает персонажей в элегантное и строгое платье, но использует нежные пастельные тона, которые создают ощущение теплоты).

Но южно-африканский художник не ограничивается созданием красивой «картинки». Сценическая коробка прeвращена в огромную camera obscura, и фантастические рисунки и анимации Кентриджа – не что иное, как то, что предстает взору наблюдателя (исследователя, фотографа, художника...) через ее отверстие. <...>На сцене постоянно присутствует старинный фотоаппарат на штативе, по ходу дела используемый не только по прямому назначению, но также в качестве бинокля и проектора. Оптические инструменты – один из ключей к видению Кентриджем моцартовского шедевра. Именно они в свое время помогли распространению современной концепции устройства мира. Тамино – отважный путешественник, одетый в жакет типа «сафари», сапоги и колониальную каску; Зарастро напоминает университетского профессора, который к тому же возглавляет кружок единомышленников или научное общество; непременный атрибут трех мальчиков – школьная доска с начертанными на ней математическими формулами.


(c) www.operanews.ru/11040304.html

От себя добавлю - а уж путь Тамино и Памины через огонь и воду - отдельная сцена, от которой оторваться вообще невозможно...


изображение

изображение

изображение

изображение

изображение

изображение

@темы: кошастый театрал